Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /var/www/kulturarb.ru/data/www/kulturarb.ru/media/zoo/applications/jbuniversal/templates/uikit/renderer/category/_default.php on line 25

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /var/www/kulturarb.ru/data/www/kulturarb.ru/media/zoo/applications/jbuniversal/templates/uikit/renderer/category/_default.php on line 26

Живопись

Древние наскальные рисунки пещеры Шульган-таш (Каповая), культура Аркаима, сарматское искусство «звериного стиля», башкирское народное искусство определяют богатейшее содержание материальной и духовной культуры Южного Урала. Сопоставление основных этапов развития истории Урала с древнейших времен  выводит нас к вопросам преемственности культурного наследия, диалогу культур, актуализирует связь современного изобразительного искусства Башкортостана с архетипами прошлого.

 

Древние наскальные рисунки пещеры Шульган-таш

Древние наскальные рисунки пещеры Шульган-таш

С. Ахметшин. Сенокосная пора. 2007. Холст. Масло.

С. Ахметшин. Сенокосная пора. 2007. Холст. Масло.

Рамиль Абдуллин. Весна. Разлив. 2005. Бумага. Акварель.

Рамиль Абдуллин. Весна. Разлив. 2005. Бумага. Акварель.

 

Отправной точкой древнего мифопоэтического миропонимания является первобытное искусство пещеры Шульган-таш. Обращение к его содержанию - начало на пути постижения художественных образов древней и традиционной культуры Южного Урала. Наличие широкого круга историко-археологических, фольклорных и этнографических данных, современные методологические подходы философии культуры, истории, искусствознания позволяют приступить к историко-искусствоведческому исследованию изобразительного искусства на территории Башкортостана, к систематизации основных этапов развития, к выявлению идейно-художественной стороны произведений искусства. Быт, обычаи, литературно-фольк­лорное наследие башкирского народа нашли отражение в изобра­зительном искусстве Башкортостана.

Возникновение первых художественных выставок в Уфе относится к 1910-м годам и связано с именами башкирских живописцев первого поколения К.С. Девлеткильдеева, М.Н. Елгаштиной, А.П. Лежнева, А.Э. Тюлькина, И.И. Урядова. Живописные полотна Р.М. Нурмухаметова, Б.Ф. Домашникова, А.Ф. Лутфуллина, А.Д. Бурзянцева, А.В. Пантелеева, А.Х. Ситдиковой, скульптурные произведения А.П. Шутова, Б.Д. Фузеева, З.Р. Басырова, керамические панно, станковая скульптура и мелкая пластика Т.П. Нечаевой, серии офортов и литографий Э.М. Саитова. Экспозиции башкирского раздела на российских и всесоюзных выставках с середины века становятся все полнее по жанровому и видовому составу, а произведения все обширнее и интереснее по содержанию и художественным образам.

 

Ахмат Лутфуллин. Три женщины. 1969. Холст. Масло.

Ахмат Лутфуллин. Три женщины. 1969. Холст. Масло.

Р. Атауллин. Акмулла. 2006-2007. Холст. Масло.

Р. Атауллин. Акмулла. 2006-2007. Холст. Масло.

Камиль Губайдуллин. Утро поэта. 2006. Из серии

Камиль Губайдуллин. Утро поэта. 2006. Из серии "Акмулла" с 2005. Офорт.

 

К 1960-м годам башкирское изобразительное искусство в общем контексте искусства страны стало явлением заметным и самобытным. Его специфику  определило не только национальное содержание, но и оптимистический настрой произведений, обеспеченный искренней добротой, открытой непосредственностью образов и яркой насыщенностью колорита.

Именно эти качества определили то неповторимое своеобразие, которое позволило еще в середине прошлого века появиться термину «башкирская школа» в отечественном искусствознании. На протяжении нескольких десятилетий развивавшееся, как и вся изобразительная культура России социалистического периода, в пределах одной лишь традиционно-реалистической стилистики,  башкирское искусство 1960-1970-х годов сумело представить зрителю великолепные по исполнительскому мастерству и глубоко индивидуальные по изобразительной структуре произведения. Многообразные в жанровом и видовом отношении, они очерчены определенным кругом тематики: природа, быт и люди, участие Башкирии в социально-политической жизни страны.

На рубеже XX-XXI веков молодое поколение художников привнесло в башкирское искусство иное видение мира, более широкую проблематику и новые художественные взгляды. В произведениях все настойчивее стали звучать философские размышления о мире, о человеке и человечестве, отражающие мировоззренческие позиции авторов. В новых исторических условиях свобода творчества обрела значение основной тенденции в мироощущении художников. Изобразительное искусство республики 90-х го­дов отмечено активными поисками нового содержания и соответ­ствующего ему художественного языка. Процесс этот, захватив­ший все регионы России, во многом определяет и характер сего­дняшнего искусства Башкортостана. Республиканские выставки примечательны многообразием художественных направлений. В них отражаются как искания молодых авторов, так и попытки осмыслить происходящее художников старшего поколения, что выражается в появлении работ  качественно нового уровня.

Александр Бурзянцев «Над белой», 1984 г.

Александр Бурзянцев «Над белой», 1984 г.

Адия Ситдикова «Аромат мёда», 1976 г.

Адия Ситдикова «Аромат мёда», 1976 г.

Фёдор Кащеев «Башкирский кумыс», 1966 г.

Фёдор Кащеев «Башкирский кумыс», 1966 г.

Одним из наиболее распространенных формообразующих приемов в этих поисках стала стилизация. Лежащий в основе многих живописных и графических работ, способных в своей художественной ценности конкурировать с лучшими образцами традиционного реалистичного искусства, принцип стилизации формы вкупе с находками новых пространственных решений породил целый ряд художественных направлений.

Основой творчества многих современных башкирских мастеров послужило сохранение качеств, доставшихся в наследство от традиционной народной культуры, и художественный опыт русского авангарда первой волны.    Именно так в башкирской живописи в 1990-х годах появилось, а к 2000-м заняло устойчивые позиции направление неопримитивизма, давшее немало интересных и искренних в своем искусстве художников.

Попытки по-новому использовать декоративные качества колорита, которыми характеризовалась реалистическая живопись предыдущих десятилетий, в творчестве отдельных современных авторов обернулись появлением экспрессивных по цвету полуабстрактных композиций, в которых часто используются элементы башкирского национального орнамента. Эти тенденции в равной степени коснулись и живописи, и акварели, и художественного текстиля.

В пластическом искусстве устойчивые позиции по-прежнему занимает портрет, но стремление шире отразить предметный и живой мир помогло башкирским скульпторам мастерски освоить и анималистический жанр.

На новый уровень развития к началу третьего тысячелетия выходит и республиканская графика. Наиболее мобильная в силу своей специфики, она с каждым годом все чаще участвует в многочисленных международных выставках и конкурсах. Подпитываемая современными тенденциями, свойственными и зарубежному, и российскому графическому искусству, в своем стремлении вырваться за пределы узких рамок традиционного печатного искусства, она активизирует поиски в области техники, осваивает крупноформатный лист и все дальше уходит от реалистических форм, но все же сохраняет самобытность башкирских графиков, их желание не затеряться в мировом пространстве.

Не все, что появлялось в культуре Центральной России и ее регионов на рубеже XX-XXI веков, в сложный для страны исторический период, получило развитие в искусстве Башкортостана. Нахлынувшие широкой волной произведения, исключающие важность рисунка как основы, случайные композиции, лишенные цветовой гармонии, наконец, игнорирующие вообще какое-либо содержание или художественный образ и, построенные на одном стремлении к эпатажности, уже с начала 1990-х годов начали заполнять российские выставочные залы. Как отдельные опыты подобные работы имели место и в творчестве некоторых башкирских художников, однако довольно скоро исчезли с республиканских выставок. К началу XXI века художники Башкортостана подошли с отчетливо оформившимся стремлением осознания собственного места в мировом пространстве, разумно перенеся акценты в искусстве с поиска оригинального изобразительного языка на содержание произведения и эмоциональный характер образов, а в качестве главных приоритетов выбрав художественную значимость произведения и профессиональные достоинства.

Сегодня башкирское изобразительное искусство представляет собой достаточно развитую систему художественных направлений, основанную на традициях, оставленных в наследие реализмом и русским авангардом начала XX века и народным творчеством. Лишь небольшая часть его ориентирована на опыт западноевропейских мастеров XX века. Однако в единстве с эстетикой национальной культуры, так или иначе проявляющейся в творчестве башкирских художников, обращение к изобразительному языку европейского искусства не вызывает ассоциаций с какими-либо определенными образцами.

По материалам http://hallart.ru

Автор: искусствовед-эксперт,
заслуженный деятель искусств РБ Ирина Оськина


Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова", ГБУК РБ ГКЗ «Башкортостан».

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: red@kulturarb.ru