Интервью с заслуженным художником РФ, РБ Айратом Терегуловым

Интервью к 60-летию заслуженного художника РФ, заслуженного художника РБ, директора Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Нестерова, лауреата Государственной премии им. С.Юлаева Айрата Терегулова.

 

Пройдя определенную черту, все мы делаем выводы о состоявшихся делах и строим планы на новые свершения. Вы отмечаете юбилей – подводите итоги, какие? Что уже сделано, а что еще предстоит сделать?

Подводить итоги рановато, можно посмотреть на то, что произошло за два с небольшим года. Мы придумали рубрику «Россия в музее», приглашаем художников со всей страны. Это мой авторский проект, я приглашаю своих знакомых художников к сотрудничеству. В прошлом году была выставка от омичей, приезжал художник из Тюмени. В этом году в мае на Днях Санкт- Петербурга в Уфе была выставка Леонида Цхе, это молодой и перспективный художник из северной столицы. Плохо, когда в республике выставляются только свои художники, надо ведь совершать обмен опытом, привлекать извне, знакомить зрителей с новым взглядом. Для развития необходимо чтобы бульон, в котором все варятся, обогащался специями извне. Будем продолжать эту работу, также ряд выставок намечен на предстоящий год, но по некоторым причинам они могут сорваться, поэтому не стоит говорить имена, чьи работы украсят музей.

Каково совмещать пост директора и быть художником? Совмещать организатора в себе и творческую личность.

Диссонанс конечно есть, в виду того что директорство, как я уже говорил, отнимает много времени, а хочется все-таки попасть в мастерскую пораньше. Честно говоря, в самом начале я думал, что административная работа будет занимать гораздо меньше времени, увы, как оказалось, это не так.

Хватает ли сейчас времени на творчество?

В свободное от работы время – вечерами, в субботу/воскресенье стараюсь ездить в мастерскую и пытаться работать. Оглядываясь на 2015-2016 годы могу сказать, что есть достойные работы. Единственное, это то что я перестал заниматься печатной графикой, так как это требует много времени, трудоемкий процесс. Но это не так страшно для меня, потому что живописью я занимался все время, и вот последние два года перешел только на живопись. Печатной графикой перестал заниматься, а уникальную графику делаю, в качестве эскизов, ну и как самостоятельное – кое-что уже попало на выставку в Елабуге, которая открылась на прошлой неделе. Выставка современного рисунка, мне даже присудили спецприз жюри.

Стоит ждать выставки к юбилею? Над чем сейчас работаете?

Может быть на следующий год. Есть такой скульптор – Женя Кудрина, она давно в Москве, мы с ней по духу в подходе к изображению близки – у нее брутальные деревянные скульптуры. Недавно она выставлялась в «Мирасе», предложила сделать совместную выставку. Думаю через год мы это осуществим.

Какой вы начальник?

Я стараюсь держать ровные отношения со всеми, по натуре я не строгий. Сотрудников у нас много – около 70 человек вместе с работниками филиалов. У всех свои проблемы, свои специфические взгляды на происходящее, приходится все это координировать, чтобы работы шла.

К чему сейчас стремится музей Нестерова? Каким должен выглядеть современный востребованный посетителем музей?

Во-первых, должны быть интересные выставки, интересное их сопровождение. Мобильные, реагирующие на новые веяния, на выставки современных художников экскурсоводы. Ведь, одно дело вести экскурсию по постоянной экспозиции – там можно просто заучить текст, другое дело представлять приглашенного художника, нужно ведь знать современных, изучать, читать. Сейчас идет выставка «Среда обитания» посвященная году экологии, там порядка 50 современных художников, и ведь любой посетитель может спросить подробнее о художнике, а экскурсовод должен компетентно ответить. У нас сейчас впервые за историю музея работает экскурсовод мужчина, высокий, статный, интересно рассказывает, в женском коллективе всегда нужны мужчины.

Сложно ли сегодня привлечь посетителя?

Это не то чтобы проблема, учебные заведения сами приходят в воспитательных целях, взрослые ходят. Это необходимая практика – музей каждый месяц обновляет экспозиции, в этом месяце будет три новые выставки – недавно мы открыли выставку «Искусство Китая», сейчас готовим «Пленительную тайну воды» и на следующей неделе будет открыта выставка посвященная годовщине октябрьской революции.

Что вдохновляет вас?

Музыка. Работаю под музыку в мастерской. Здесь, в офисе тоже, но когда нужно сосредоточиться на работе, бумагах, естественно делаю тише. Изобразительное искусство и музыка тесно переплетены между собой – законы одни и те же – ритм, протяженность во времени, когда ты делаешь работу. Для меня темные тона в живописи ассоциируются с низким регистром в музыке, и соответственно вот эта «растяжка» от тёмного к светлому – светлые тона – высокие ноты, фальцет, тарелочки. Вот это все пространство между черным и белым заполняется цветовыми элементами.

Кто для вас – эталонный художник?

В разное время были разные ориентиры, когда учился – был Альбрехт Дюрер, Рубенс, Рембрандт, - классика. Затем ориентиры сменились, пришли современные художники – Роберт Раушенберг, Пикассо, Матисс, Николай Фешин, и т.д.

Бывает ли, что пишете работы для зрителей, или на заказ?

Только для себя. Оценка зрителя вещь такая, поймёт – хорошо, не поймет сейчас – поймёт завтра. Есть, конечно, люди, к которым я прислушиваюсь, но их очень мало, в основном это искусствоведы и художники. Любое искусство максимально доступно только подготовленному зрителю. Полностью ощутить все, что описано в живописи или музыке может понять живущий этим человек. Конечно, простой человек тоже может зацепить, но он зацепит только какую-то часть, поверхностно. Надо знать историю искусств, чтоб соотнести работу к общему развитию мирового искусства, помимо того, что нравится, или нет

И напоследок – какую главную, основную мысль несёт в мир творчество Айрата Терегулова?

Живопись – она сама в себе уже заключает целый мир. Если кто-то увидит в ней свои сюжеты, какую-то литературу – это хорошо. Я пишу вещи не абстрактные, через нее я проходил и это полезно для любого художника. Сейчас у меня фигуративная живопись, в ней можно разглядеть головы, лица, фигуры, сюжет. Но для меня это не главное, для меня главное – цвет, линии, пятно, ритм. Какое-то напряжение, драйв. Пока я не почувствую, что работа кипит, звенит, пульсирует, я не закончу ее. Окончательный аккорд должен быть как в музыкальном произведении – когда все сбалансированно и гармонично и звучит в полный голос.

 

Спасибо, Айрат Рауфович, за беседу. И позвольте еще раз поздравить Вас с юбилеем. Желаем Вам неиссякаемого вдохновения в творчестве и успехов в работе.

 


Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова", ГБУК РБ ГКЗ «Башкортостан».

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru