Интервью с художественным руководителем Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан Линаром Давлетбаевым

Линар Давлетбаев работает в Национальном оркестре народных инструментов РБ с января 2005 года, будучи еще студентом II курса кафедры народных инструментов УГАИ по классу баяна. Лауреат международных и всероссийских конкурсов, обладатель федеральной премии «Молодое дарование России». Дипломант Всероссийского конкурса дирижеров симфонических и камерных оркестров имени И.А. Мусина. С 2014 года является художественным руководителем и дирижером Молодежного симфонического оркестра РБ. С сентября 2016 года стал художественным руководителем и главным дирижером Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан.

В канун Нового Года редакция интернет-портала «Культурный мир Башкортостана» побеседовала с талантливым дирижером о его творческой жизни, о работе с оркестром и творческих планах на будущий год.

 

Традиционный вопрос: когда вы поняли, что свяжете жизнь с музыкой? Как все начиналось?

В старших классах я спросил у родителей, почему они меня отдали в музыкальную школу, а не в хоккей, как я хотел. Они сказали, что не знали о моем желании играть в хоккей. Видимо, молча хотел (смеется). Будучи ребенком, просто учился в школе, не задавал вопросов, считал, что так и должно быть, а осознание того что хочу быть музыкантом и заниматься профессионально музыкой пришло в старших классах.

 

У Вас хорошая база баяниста, награды и звания… помните ли вы, когда впервые встали за дирижерский пульт? Почему именно дирижирование, а не исполнительство на баяне, например?

Учился в музыкальной школе сначала по классу «фортепиано», потом перевели на баян – это мне нравилось куда больше (смеется). В студенческие годы были достигнуты определенные высоты, выполнены задачи которые ставил себе еще в детстве. Нужна была новая невероятная цель,  к которой сейчас двигаюсь, и это связано с дирижированием.

В 10 классе преподаватель Юрий Акимович Селезнев готовил меня на республиканский конкурс дирижеров в Стерлитамаке. Я не понимал что такое дирижирование, стабильно сдавал предмет на 4. На конкурсе во втором туре нужно было показать работу с оркестром над выбранным произведением – тогда я впервые встал к пульту и окунулся в океан звуков. Это был Полонез В.Андреева, и вместо того чтобы волноваться, я стоял и наслаждался тем, как все работает. Позже, после института я поступил в ассистентуру-стажировку к Тагиру Таузяховичу Камалову на оперно-симфоническое дирижирование. Тагир Таузяхович открыл новые горизонты, новые вершины. Я считаю, мне везло с моими наставниками, я продолжаю у них учиться даже после окончания ВУЗа.

Дело в том, что дирижёр – это первый зритель, и он исполняет то, что хочет слышать с точки зрения интерпретации. Когда я стою у оркестра я не волнуюсь. У меня могут дрожать руки, но это не страх, а другое ощущение, которое мне не мешает. А с баяном когда выходил на сцену – было волнение. Особенно после Кубка мира, я не мог нормально собраться в течение года. Наверное, давил груз ответственности. Так что пока, для меня интересный и самый совершенный инструмент – это оркестр.

Сцена – это лучшее место. Концерт – самое лучшее время.

 

С 2014 года Молодёжный оркестр, с прошлого года – НОНИ. Какой вы дирижёр, каким хотите стать, как работаете с музыкантами и какая от них отдача?

Наверное, лучше спросить у оркестра, какой я дирижёр. Принцип работы – доброта спасет мир. Чаще всего в мире, дирижеров воспринимают как тиранов. Для меня это неприемлемо. Если взять, к примеру, поездку во Вьетнам, я был спокоен – потому что знал, что меня не подведут. Такие вот доверительные отношения.

Не прошло и недели после гастролей во Вьетнаме, а мы с НОНИ уже закрываем международный фестиваль этнических духовых инструментов «Музыка, рожденная ветром».  Было много интересных солистов приехавших из разных стран, было всего две репетиции, на первую же репетицию пришли солисты, и нужно было играть все в правильных темпах и в характере – оркестр справился с успехом! В разговорах после концерта все без исключения отметили профессионализм коллектива, гибкость в работе и приятную энергетику.

 

НОНИ – набирает популярность, за последний год не счесть мероприятий, в которых вы участвовали. Какие планы у оркестра, в какую сторону движение?

Как говорится, «хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах». У меня с детства так – пока не сделал, никому не говори. Но планы у нас большие. График у оркестра очень плотный – только вернулись из Вьетнама, сразу фестиваль, сейчас мы собираемся в Казань с гастролями.

 

Кстати, о гастролях во Вьетнаме. Ведь оркестр совсем недавно вернулся с гастролей из города Хошимин. Как прошла Выставка культур народов мира (WorldCultureExpo 2017) для вас, что нового увидели, почерпнули?

Это большой международный фестиваль, где были представлены разные страны. Понравился коллектив из Сингапура. В их коллективе все играют на ударных инструментах и поют.  В нашей программе было произведение Мурада Ахметова «Лезгинка» в котором ярко показаны все наши инструменты, включая и ударные! И мы решили устроить баттл нашего музыканта Расима Лугаманова играющего на ударных инструментах и коллектива «Nadi Singapura». Битва заключалась в том, чтобы показать свое мастерство в ритмах – Расим завоевал уважение Сингапурцев, несмотря на то, что их было 10, а он 1. 

Вьетнам – страна сама по себе для нас необычная. Удивило, что в городе нет профессионального оркестра или ансамбля. Воспринимали нас классно, играли мы башкирскую музыку и музыку башкирских композиторов –М.Х.Ахметова, И.И.Хисамутдинова, Ш.А.Сагитовой, У.М.Идельбаева. На сцене показывали, как создается инструмент курай из тростника, и как на нем играть. В день было по два концерта – дневной и вечерний. Вечером был аншлаг. Поездка нам дала не только впечатления жаркого солнца и острой пищи, но и новый музыкальный опыт, который мы воплотим в наших следующих программах.

 

Кто и как подбирает репертуар для НОНИ?

Как художественный руководитель формирую программу, затем показываю руководству филармонии или ректорату в институте, в зависимости какой оркестр, затем обсуждаем, корректируем и совместно утверждаем.

 

Расскажите, как родился проект «Музыка, рожденная ветром», как составлялась программа на прошедший фестиваль.

Надо отметить, что программа национального оркестра народных инструментов «Музыка рожденная ветром» и фестиваль с таким же названием, это два разных проекта, но с одинаковыми целями и задачами – пропаганда Башкирской культуры в республике и за ее пределами.

Программа НОНИ «Музыка рожденная ветром». Как она родилась – я зашел к директору филармонии год назад, предложил программу для гастролей, Айдар Хизбуллович как профессионал подсказал, подкорректировал, придумал название. Так и родился прекрасный проект. В первом отделении оркестр показывает народные песни, мелодии, народные инструменты курай, кыл-кубыз, думбыру в народном, академическом исполнении, во втором отделении слушателю мы представляем башкирскую культуру в современном направлении совместно с этно-группой «Аргымак».  Программу представили во многих городах России: Уфа, Оренбург, Казань, Пермь,  Екатеринбург, Москва и другие. Этот проект интересен не только нам, значит, мы идем в правильном направлении. Я надеюсь, что проект будет жить и развиваться.

 

Формат Open air или зал? Что больше нравится?

И то, и другое. Если взять акустический зал, предназначенный для выступления без звукового усиления – плюсы в том, что качество звука зависит только от нашего профессионализма, ну и незначительную роль играет качество зала. А если играть с усилителями – колонки, микрофоны и тд., как на «open air» – там многое зависит от звукооператоров и качества оборудования. Можно играть хорошо, но плохо звучать в колонках.

Чувствуете настроение зала спиной, или полностью отдаетесь музыке?

Когда я закончил 1 курс, у меня был концерт в институте, я только привез баян из Воронежа, с ремонта. По приезду должен был играть два новых произведения, которые на самом деле не доучил. И мне мой преподаватель Владимир Павлович Суханов, низкий ему поклон, сказал – «не знаю, как хочешь – так и играй». Я как-то добил все за два дня, сыграл неплохо. Но самое главное – на этом концерте я поймал зрителя. Когда ты знаешь, что сейчас нужно сыграть еще тише – все проваливаются в креслах, вот это состояние, когда ты за кончик волоса держишь своего слушателя, когда зритель слушает, сопереживает, не думает о проблемах. С того момента понял, что такое сцена, зритель, и неважно – стоишь спиной или сидишь лицом.

 

Есть ли идеалы профессии, которыми восхищаетесь?

Мой любимый дирижер - Леонард Бернстайн. Когда смотришь его концерты на видео – столько энергии, он выглядит, будто ему 18 лет. Он мастер – взгляд, каждое движение. Дирижер – это энергия. Я не знаю, как это объяснить – можно просто посмотреть, направить взгляд, без палочки даже, и музыкант сыграет, или махать всем телом как ветряная мельница и не донести музыканту нужную информацию. Еще Теодор Курентзис тоже человек, который делает невероятные вещи. Они умеют правильно создать настроение, кроме того что они отличные музыканты, они еще и хорошие бизнесмены.

 

У Вас два оркестра, фестивали, концерты, успеваете бывать с семьей, рыбачить?

Рыбачить точно успеваю – рыбалка у меня ночью. Вода – стихия, которая полностью отключает меня от работы. Это единственное место, где я отвлекаюсь от музыки – там рот занят трубкой, так что петь или говорить об оркестре не получается (смеется). А сын знает о моей работе, что филармония зеленого цвета, а ГКЗ Башкортостан – это большое золотистое здание. Иногда я включаю ему записи, и мы дирижируем вместе у зеркала.

 

Спасибо Вам большое за разговор. От всей нашей редакции примите поздравления с наступающим Новым Годом. Желаем Вам и оркестрам новых удачных проектов, благодарного зрителя и, кончено же, неиссякаемого вдохновения!

 

 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb