Интервью с доктором филологических наук, историческим консультантом киноэкспедиции "Дорогами Салавата" Мирасом Идельбаевым

Редакция портала «Культурный мир Башкортостана» пообщалась с историческим консультантом экспедиции "Дорогами Салавата", доктором филологических наук Мирасом Хамзовичем Идельбаевым.

Мирас Хамзович, Вы уже в пятый раз следуете по тракту, которым вели каторжников Салавата Юлаева и Юлая Азналина. Расскажите о прошлых поездках.

В первый раз мы поехали в Палдиски в 1989 году, когда устанавливали первый памятник – бюст Салавату Юлаеву. В связи с этим большим событием собралась делегация вместе с автором памятника Тамарой Нечаевой. Вскоре этот памятник был украден и второй экземпляр бюста установили в 1997 году. В 2003 году журналисты Башкортостана под руководством Фаниля Кудакаева организовали акцию и на автобусе отправились по этому маршруту. И на следующий год, в честь 250-летия Салавата Юлаева, правительственной делегацией совершили поездку в Палдиски, были заключены договора между правительствами России и Эстонии по вопросам увековечивания имени Салавата Юлаева.

Отличается ли какими-то особыми моментами, помимо кинематографической миссии, поездка этого года?

В этом году нам удалось ознакомиться с оригиналом документа о смерти Салавата Юлаева, который находится в государственном архиве Эстонии, в городе Тарту. Кстати говоря, после обнародования этого документа начали активно интересоваться землёй, где провёл свои последние годы Салават. По моей подсказке, организаторы киноэкспедиции заранее подали заявку на предоставление архивных документов. Сколько лет я занимаюсь исследованием жизни и творчества Салавата Юлаева, но эти документы, хоть и знал их текст наизусть, я тоже увидел впервые.

А вот в первую поездку мне, возможно единственному человеку, удалось войти в каземат, который сейчас закрыт в связи с военными правилами. В 1989 году нас пустили минут на 20, чтобы мы могли снять его снаружи. Но, к моему счастью, там происходили погрузочные работы, и дверь была открыта. До этого мне приводилось услышать легенду, что на стенах этого каземата были записи на арабской графике, которые могли оставить только три человека – Салават Юлаев, Юлай Азналин и Иван Почеталин. Но, к сожалению, никаких записей я не увидел.

Если растёт интерес, значит повышается риск появления искажения информации. Приходилось ли Вам сталкиваться с недостоверными фактами во время исследований о Салавате Юлаеве?

Да, таких моментов было очень много. Зачастую они были оформлены в легенды, сказки о Салавате. Например, в Эстонии мы встретили одну женщину, которая показала нам могилу, где якобы был захоронен Салават. Но, этого не могло быть по той причине, что все каторжники умирали прямо в крепости Рогервик, и их останки даже не предавались земле, а просто сваливались в груду костей.

Ещё одним мифом стала информация о том, что найден прижизненный портрет Салавата Юлаева. Этого категорически не могло быть, так как мусульманам строго настрого запрещалось рисовать с натуры.

Ну и есть ещё одна легенда. Все задавались вопросом, как Салават смог так долго прожить в каторжных условиях. Будто ему помогали со стороны богатые башкиры. Но эта информация тоже не имеет никаких подтверждений.

Стало быть, история Салавата Юлаева полна легенд, не всегда правдивых. А удалось ли Вам пообщаться с эстонскими жителями, которые могли что-то рассказать о Салавате?

В свою первую поездку я искал эстонцев, с кем можно было поговорить, но не нашёл. Причём не смог найти не только знающих людей, но и ни одной легенды или сказки. После снятия запрета на въезд вместе с эстонцами начали появляться и различные истории. Пусть и небылицы, но это означает, что народ интересуется, хочет придумывать и фантазировать. Это, конечно, приятно.

Насколько жители тех городов, где Вы были, интересуются историей Салавата Юлаева?

В каждом городе число таких людей разное, где-то больше, где-то меньше. Но везде интересующиеся люди есть, это радует. Конечно, часто задают вопросы, ответы на которые давно известны. Но, самое главное, что есть интерес. Особенно это было заметно в городе Тверь. Конечно, это объясняется наличием Тверской городской башкирской национально-культурной автономии. Безусловно, огромный интерес у наших соотечественников, в частности, в Илишевском районе. Так и должно быть.

Какую роль сыграла Казань в популяризации личности Салавата Юлаева?

Салават в процессе расследования три раза проезжал через Казань. Здесь произошло много значимых событий. Кроме этого, многие публикации увидели свет именно в столице Татарстана, потому что там находился университет. Здесь же были учёные, которые занимались исследованием жизни, творчества Салавата Юлаева. Первая книга, посвящённая только Салавату Юлаеву, под названием «Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор», написанная Руфом Игнатьевым, была опубликована в 1894 году в издательстве Казанского университета. В Уфе такого экземпляра нет. На территории Поволжья в Казани хранится единственный оригинальный экземпляр этого издания.

Какое значение имеет киноэкспедиция для сохранения наследия о Салавате Юлаеве?

После каждой поездки во время обсуждений озвучивается мысль о том, как хорошо было бы создать ежегодную туристическую поездку по местам Салавата. Тогда у нас в каждом городе были бы специальные пункты, где можно будет остановиться, пообщаться с интересными людьми. Таким образом, увеличилось бы число людей, интересующихся Салаватом, поскольку путь пролегает каждый раз через эти города. Может быть этот фильм, который выйдет в день памяти Салавата Юлаева, будет толчком к исполнению данной мечты. Ведь люди регулярно ездят на черноморское побережье, путешествуют по регионам нашей и других стран, так почему бы не дать им возможность не просто побывать в этих городах, но и узнать что-то интересное об истории своего народа, о национальном герое башкир. Я думаю, желающих будет много.

И второй момент заключается в том, что знания о Салавате, которыми мы сейчас обладаем – это очень мало. Конечно, Екатерина II Манифестом от 17 марта 1775 года старалась придать вечному забвению имена пугачёвцев: было запрещено не только что-нибудь писать, но и говорить, это строго каралось. В архивах Оренбургской области я нашёл целые папки дел, где наказали тех людей, которые просто произнесли имена Емельяна Пугачёва и Салавата Юлаева. Поэтому учёные боялись что-либо писать об этих событиях. Даже в двух главных изданиях того времени – Санкт-Петербургские ведомости и Московские губернские ведомости – нет ни одного слова о Пугачёве. А вот за границей первое упоминание о Салавате Юлаеве появилось в 1784 году в городе Галле (Германия), затем в 1799 году – парижская публикация на французском языке. За границей, в связи с отсутствием запрета, этой темой интересовались и писали об этом. Поэтому за границей можно обнаружить много интересных и новых подробностей. Есть надежда, что этот фильм обратит внимание на данную проблему и откроет пути к её решению.

Салават Юлаев – кто он для Вас?

Он гений. Представьте себе, молодой парень 1754 года рождения, командовал 10-тысячными войсками. Когда его поймали, ему было 20 лет. Пугачёв осаждал в течение полугода Оренбург, но не смог взять. Чика-Зарубин так же пытался взять Уфу, но и у него не получилось. А Салават брал города, не потерпел ни одного поражения. Когда Емельян Пугачёв остался без своего войска, Салават за три дня собрал ему три тысячи всадников и передал ему, кроме своих. И даже после поимки Пугачёва, он действовал в одиночку. Инга Гвоздикова пишет, что Салават назвал свои войска армией. Я всегда думаю, что если бы не было восстания, то Салават Юлаев проявлял бы себя в любой области, как учёный, как поэт, был бы виднейшим человеком. Очень жаль, что в 20 лет судьба распорядилась с ним именно таким образом.

Динара Юзлекбаева

 

logoyaz

Акция «Мой язык – язык дружбы. Минең телем – дуҫлыҡ теле»

Приглашаем к участию в акции «Мой язык – язык дружбы. Минең телем – дуҫлыҡ теле».

Желающим принять участие в акции необходимо разместить заявку в группу «Вконтакте».


Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова", ГБУК РБ ГКЗ «Башкортостан».

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru