К 125 летию Заки Валиди

К 125 летию Заки Валиди

Жизнь, отданная Башкортостану

Выдающийся политик и талантливый ученый, он всю свою жизнь посвятил отстаиванию национальных интересов Башкортостана. В ряду выдающихся государственных деятелей Республики Башкортостан имя Заки Валиди занимает особое место. В советское время его имя и научные труды были под запретом. — Заки Валиди (Валидов) — одна из ярчайших личностей в башкирской истории. Выходец из знатной богатой семьи, благодаря своим личным способностям он получил блестящее образование, внес огромный вклад в просвещение, повышение национального самосознания башкирского народа. Активно участвовал в политической жизни Башкортостана начала XX века и благодаря своему авторитету добился решения ряда актуальных вопросов. Валиди всегда был на авансцене происходящих процессов и имел четко выверенную позицию, которая отвечала требованиям времени. Он известен башкирскому народу во многих ипостасях — как политический деятель и талантливый полководец, учитель, и просветитель, посвятивший много сил и времени развитию культуры и науки. Как председатель Башкирского правительства он остановил в 1920 году разграбление Уфы, ценностей башкирского народа, уничтожение представителей интеллигенции того времени. На любом посту, где бы он ни находился, защищал интересы Башкортостана перед Москвой. Даже в 20-х годах открыто написал Ленину письмо, в котором обвинил пролетарского вождя в отходе от обещаний, данных в канун советизации Башкортостана. Валидов останется в нашей памяти как человек, написавший прекрасные научные труды. Его пример — пример интеллигента, который жил для своего народа. Думаю, будь он жив или проживи большую жизнь, многих негативных процессов, которые происходили в Башкортостане, можно было бы избежать. Его взгляды не вписывались в каноны политической идеологии того времени. Происходило это по весьма простой причине: верхушке партии хорошо были известны его критическое отношение к практической реализации социалистических идей в Советском Союзе, нежелание мириться с произволом партийных бонз, умение твердо и последовательно отстаивать национальные интересы. Валидов был истинным патриотом, любящим свой народ и сделавшим все, что было возможно в те годы, для его пользы. В чем же причина незатухающего интереса к этой личности? Двадцатидвухлетний Заки Валиди стал известен среди тюркской интелегенции России и русских востоковедов в 1912 году, после издания книги "История тюрков – татар", в которой автор рассмотрел историю тюркских народов как единое целое. Он изучал арабский и фарси, восточную литературу и историю. Был лично знаком с великими востоковедами – Василием Бартольдом, Игнатием Крачковским, Александром Самойловичем, немало способствовавшими формированию его как ученого, выросшего на русской культуре и продолжавшего ее традиции. Российская академия наук в 1913 и 1914 годах направила Заки Валидова в Среднюю Азию для поисков и изучения ценных рукописей, которые и поныне известны востоковедам как "собрание Валидова". Наукой он занимался не ради славы – так он служил своему народу. Понятие "мой народ" охватывало все тюркские народы внутренней России. Башкирский же был родным для Валиди народом. Революционные события круто изменили судьбу ученого. И сам он оказал на них огромное влияние. Особенно заметна роль Валиди в формировании Федерализма в России. Первая в истории нашей страны автономная государственность возникла в Башкирии в марте 1919 года под идейным влиянием Заки Валидова после соглашения, достигнутого между большевестским центром и башкирским правительством. Изначально стороны, подписавшие соглашение, воспринимали понятие "автономия" в европейском смысле – как внутреннюю самостоятельность в экономических и культурных вопросах. При этом национальная армия должна была подчиняться лишь Генеральному штабу и Главнокомандующему Советской армии. Понятие "советская автономия" начало формироваться позднее, в мае 1920 года, когда советское правительство в одностороннем порядке приняло решение свести автономию Башкирии к чему-то похожему, по выражению Заки Валидова, на "национально – культурную автономию". В 1918 году Башкирское правительство временно переехало и размещалось в Челябинске в доме башкирского купца Шакира Ахметова по улице Уфимской, 4. Там же размещалась типография башкирской газеты «Башкорт». Радактороми которого были Нуриагзам Тагири и Абдулкадир Инан. Большую помощь в издании газеты оказали башкирские купцы Челябинска, Троицка, Аргаяша, Кунашака. В Челябинске Башкирское правительство поддерживали известные башкирские купцы Валеевы, Хасановы, Яушевы, Курбангалиевы и др. Газета «Башкорт» давала информацию о подготовках к Всебашкирским курултаям, конференциям и выборам в Учредительное собрание, также публиковала антивоенные статьи. Она сыграла важную роль в сплочении башкирского народа, став пропагандистом национальных идей. Газета «Башкорт» открыто выступает против большевиков. В августе 1918 года газета «Башкорт» прекращает свое существование. Основными причинами является постепенный переход Башкирского Правительства и войска в сторону Советской власти. Усилиями Башкирского Военного Совета до августа 1918 года сформированы были 1-й, 2-й и 3-й башкирские стрелковые полки, во главе со штабом башкирских войск, и впоследствии одновременно с правительством были переброшены из Челябинска в Оренбург, который находился под властью Дутова. В то же время правительство стало собирать башкир-солдат, бывших в старой русской армии, в свои национальные части. К этому времени закончилось формирование пяти башкирских пехотных полков, 1-го и 2-го башкирских конных полков. Кадрами послужили отдельные военные команды, группировавшиеся частью в Сызрани, частью в Баймаке. Кадром для 2-го кавалерийского полка послужили мелкие кантонные конные команды, несшие службу охраны на правах конной милиции; последняя была сведена в один отряд для сформирования 2-го кавалерийского полка. Если для большинства башкирской интеллегенции и офицерства автономия образца 1919 года была конечной целью борьбы, то для Заки Валидова она стала началом пути к обретению государственности всеми тюркскими народами. И сокрушительный удар по ней в 1920 году вынудил его выехать в Среднюю Азию для борьбы. Но не против большевиков, как это представляли советские историки, а за автономию тюркских народов в пределах России. В Среднюю Азию устремилась Красная Армия. Заки Валидову и его единомышленникам не оставалось иного выхода, кроме как отъезда за границу. В 1923 году он пешком ушел из Ашхабада в Иран, где занялся поиском и изучением средневековых рукописей. В городе Мешхед он обнаружил ценнейшие источники один из которых считался утерянным – "Путевые заметки Ибн Фадлана". Переписав книгу для себя, Заки Валиди отправился через Индию в Европу, где его научная работа оказалась весьма востребована среди востоковедов. Парижский и берлинский университеты претендовали на то, чтобы первыми издать "Путевые заметки Ибн Фадлана". Заки Валиди, мечтавший работать в Турции, в 1926 году уехал в Анкару. В начале, он работал в министерстве образования в Анкаре, а затем уехал в Стамбул и стал преподавать в университете. Но тогдашний турецкий лидер Мустафа Кемаль Ататюрк придавал особое значение европеизации Турции. И в этом плане появились разногласия между общественными деятелями. Взгляды Заки Валиди тоже не совпали с взглядами лидера и не имея ничего кроме книг оставил их в одной из библиотек и уехал в Вену. В 1935 году Валидов окончил Венский университет. После защиты дессертации его пригласили преподавать в Боннском, затем в Геттинском университетах. В 1939 году в Лейпциге на немецком языке он наконец-то издал книгу "Путевые заметки Ибн Фадлана". Заки Валиди вернулся в Турцию только после смерти Ататюрка в 1938 году и возобновил преподавательскую деятельность в Стамбульском университете. Он все еще был одинок, страдал от того, что на родине "из-за него были расстреляны престарелый отец и младшие братья. Надежды вывезти жену из Советского Союза не было никакой. Были уничтожены интеллигенты и офицеры, работавшие с ним в Башкирском правительстве и войсках большинство солдат. В 1940 году Заки Валидов женился на своей аспирантке Назмие. Узнав о том, что в Германии во время Второй мировой войны оказалось много пленных из Башкортостана и Средней Азии, среди которых были и бывшие солдаты башкирских войск времен Гражданской войны, Валидов попытался помочь им. Но турецкое правительство было категорически против его поездки в Германию. Дело в том, что Заки Валиди Тоган, о котором был хорошо осведомлен Иосиф Сталин, давно привлек внимание советских спецслужб и поэтому стал крайне нежелательной фигурой для прогерманского турецкого правительства. Однако в Берлин Заки Валиди все-таки попал: в 1942 году его пригласили на заседание Немецкого востоковедческого общества. Там он встретился с земляками из Башкортостана и Средней Азии, но вскоре был выслан из страны. Эта поездка породила множество сплетен о сотрудничестве Заки Валиди с нацистами, о том, что он стал чуть ли не правой рукой Гитлера при создании легиона "Идель-Урал". Но самые скрупулезные поиски в архивах, которые вели сотрудники спецслужб, не выявили, ни одного документа, который мог бы подтвердить это. Никаких документов и доказательств того, что Валиди каким-то образом сотрудничал с нацистами, нет. Люди, которые против него выступают, оперируют высосанными из пальца теориями. Более того, доподлинно известно, что Заки Валидов был категорически против создания экстерриториальной Идель-Уральской автономии, которую проповедовали еще в период с 1917 по 1920 год некоторые татарские деятели, выступавшие против башкирской и иных национальных автономных республик. Валидов был убежден, что в условиях России автономия, ограниченная вопросами религии, культуры и школы, не даст желаемых результатов в развитии нерусских народов. Это была его твердая позиция, за которую его не раз проклинали и в России, и в эмиграции. И вот в 1944 году профессор Стамбульского университета Заки Валиди Тоган вновь оказался в эпицентре политической борьбы. Поражение Германии на Восточном фронте значительно ослабило позиции правительства в Анкаре. Власти Турции старались заткнуть рты всем, кто мог бы раздражать Сталина. Желая угодить советскому вождю, они усилили позиции левых в правительстве, что не понравилось правым, которые в мае 1944 года устроили в Анкаре митинг протеста. Всех лидеров движения арестовали, но еще раньше под стражу был взят Заки Валиди Тоган. Его посчитали идейным вдохновителем данных событий, хотя ученый не участвовал ни в демонстрации, ни в ее организации, а просто работал в это время в Стамбуле. Тем не менее, Валидова осудили на десять лет и продержали полтора года в тюрьме. Только с началом "холодной войны" Валидова не только выпустили, но и сняли с него все вздорные обвинения, позволив снова преподавать в Стамбульском университете. Впрочем, время заключения не было потеряно ученым: в тюрьме он завершил работу над "Всеобщей историей тюрков" и "Методологией истории" – книгами, без которых и теперь не может обойтись ни один профессор истории и ни один студент исторического отделения турецких университетов. С 1948 года и до самой кончины в 1970 году судьба наконец-то позволила этому выдающемуся ученому-ориенталисту заниматься исключительно наукой. (ориенталист – востоковед). Он изучал в книгохранилищах восточных стран старые рукописные книги и документы, председательствовал на всемирных востоковедческих конференциях и симпозиумах, читал лекции в европейских и американских университетах и вел обширную переписку с коллегами. В этот период у него была одна цель: убедить западную науку в том, что она однобоко и по существу неверно оценивает роль и место тюрков во всемирной истории. Заки Валиди Тогана нельзя оторвать ни от российской истории, ни от ее великой культуры. С 1992 года его имя носит Национальная библиотека Республики Башкортостан, его именем названа улица в Уфе, на которой расположен главный вуз республики – Башкирский государственный университет. Заки Валиди Тогана стали оценивать по достоинству и в Средней Азии – одна из улиц Ташкента носит его имя. Во дворе восточного факультета Петербургского университета установлен бюст Заки Валидова. Вскоре на родине ученого в Уфе будут изданы на башкирском и русском языках его "Всеобщая история тюрков", "История Туркестана", "Методология истории", "Путевые заметки Ибн Фадлана", другие многочисленные труды. Даты и события в жизни Ахмет Заки Валиди Тоган: - Ахмет Заки Валиди родился 10 декабря 1890 года в башкирской деревне Кузяново Ильчик – Тимировской волости Стерлитамакского уезда. (ныне дер. Кузяново Ишимбайского района)РБ. - Отец его, Ахметшах, имам и учитель, содержал медресе, мать также была учительницей (мугаллима) - В детстве охранял на горных пастбищах Урала табуны лошадей своей семьи. - Ему удалось подняться от первобытных жизненных форм одного из тюркских народов, башкир, до высочайших вершин духовной жизни, до ранга ученого с мировым именем. - Арабский он изучал у отца, персидский – как у отца, так и у матери. - Учился в дер. Утяк в медресе своего дяди. Планируя продолжить дальнейшую учебу вдали от родины, З. Валиди придает особое значение изучению исламской теологии, арабистики, истории, географии и математики. - В период поломничества отца в Хадж, в 1906-1908 годах обучал детей в медресе, вместо отца. - В 1908 г. едет в Казань, где его принимают в высшую ступень магометанского педагогического духовного высшего учебного заведения Касимия. - В 1909 г. после окончания был оставлен здесь же учителем тюркской истории, истории тюркской и арабской литературы. - В 1912 г. публикуется в Казани его первое научное произведение "История тюрко-татар". Книга находит благосклонный прием. Валиди избирается действительным членом общества археологии, истории и этнографии в Казанском университете. - В 1913 году направляется в Фергану для проведения историко-этнографических исследований, а в 1914 году с аналогичным заданием в Бухару. - В 1917 году, мусульманской фракцией русской Думы Уфимской губернии послан в Туркестан для организации национального конгресса мусульман этой страны. - 1922 год. Вблизи Самаркандской провинции, в горах, он руководит тяжелыми боями против частей Красной Армии, которые после заключения польско-русского мира были переброшены в Туркестан для борьбы против повстанцев. - Повстанцы потерпели поражение. Валиди с ближайшими соратниками тайно пробирается в г. Ташкент и участвует в Национальном Конгрессе Туркестана, где было принято решение создать единое независимое национальное государство "Оло Туркестан" ("Большой Туркестан"), простирающееся от Волги до Тянь-Шаня, от Алтая до Памира. - 20 февраля 1923 года пересекает русско-иранскую границу и тотчас окунается в науку. Из Афганистана через Индию направляется в Европу. В этот период очень, много и плодотворно работает в библиотеках разных стран (Иран, Афганистан, Индия, Франция, Германия) - 1925 год. Будучи в Берлине, Валиди получает приглашение турецкого правительства. - С 1927 года становится профессором тюркской истории в Стамбульском университете, продолжает дальнейшее изучение рукописей в Турции и в др. странах. Казалось жизнь Валиди, после оставшихся позади бурь, входит в спокойное русло. - 1932 год. Воззрения Заки Валиди на фундаментальные проблемы истории тюрков вступают в противоречие с официальной точкой зрения турецких историков и он отказывается от кафедры в университете. Отправляется в Вену. - Вена. Валиди пишет диссертацию – в будущем известнейшее его произведение "Путевые сообщения Ибн Фадлана", -защищает ее и получает докторскую степень. -1935 год. Отправляется в Германию, куда был приглашен до защиты диссертации в Боннский университет. Работает там в качестве гонорар-профессора по исламским наукам до начала Второй мировой войны. - В 1935 году по новым законам турецкой республики Заки Валиди берет себе псевдоним Тоган. (от имени предков Иштуган). - 1939год. Получает приглашение от Турецкого министра культуры вернуться на кафедру всеобщей истории тюрков Стамбульского университета, которое принадлежало ему по праву. - В этом же году увидела свет книга "Путевые заметки ибн Фадлана",изданный в Лейпциге. 1940 год. В Индии, в городе Дели на английском языке издается книга "О географических воззрениях Аль Бируни". - В этом же году женится на своей аспирантке Назмие ханум. От этогог брака рождается дочь Исанбикэ – 1940 г.р., сын Субедей – 1942 г.р. Они - доктора наук, профессоры. - В 1943-1944 годах два раза побывал в Германии в целях увидеться с военнопленными соотечественниками. - В 1944 году обвиняется в организации молодежных демонстраций против политики государства в Истамбуле и в Анкаре, арестовывается и заключается в тюрьму. - В 1948 году обратно занимает свою должность профессора в Истанбульском университете, где трудится до конца своей жизни. - В 1954 году в Англии избирается выдающимся профессором Манчестерского университета. - В 1970г. 26 июля в возрасте 80 лет ушел из жизни и похоронен в кладбище Караса Ахмет.

 

“The cultural world” web portal is the only media to tell about Bashkir culture. It also highlights the achievements of famous people in the republic, tells about young artists.

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Contact editorial office

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb