Пещера Сумган-Кутук

Пещера Сумган-Кутук

  • Sumgan-Kutuk (Sumgan) - Cave in Bashkortostan, one of the largest limestone caves in the Urals. Located on the western slope of the ridge Kibiz, between the rivers White and Nugush, at the confluence of upland Sumgan and Kutuk.

    The length of the cave is 9860 m, depth -. 130 m form a complex maze with horizontal and inclined galleries, extended in the south-west and south-east directions. The maze consists of 3 storeys, connected wells. In the cave, many large rooms with plenty of speleothem. Input the well has a depth of 70 m. Air temperature reaches 6,5 ° C. In the lower tier of the underground river flows (in a southerly direction, the average water flow rate of 0.3 m³ / s). Close to the entrance well has a long frost of about 600 m². In winter, the walls of the entrance well and a number of rooms are covered with crystals of frost, ice, there are stalactites and stalagmites.
    The history of research begins in 1959, when the professor A.I.Olli conducting geological exploration area, discovered at the confluence of upland logs Sumgait and powerful Kutukov failure, leaving vertically vniz.Tolko in 1965 karst and speleological expedition of the Bashkir State University under the direction of E .D.Bogdanovicha made a first attempt to assault, reaching the first ledge at a depth of 75 meters and find here the complex system of vertical and horizontal strokes, members of the assault team were forced to retreat due to lack of equipment. And only a year later a special expedition cavers led by the Bashkir Regional Council for Tourism and Excursions NA Chvanova made the first pass and topographic mapping of the largest caves in the Urals. Even today, one can not say that Sumgayit-Kutukov investigated fully.
     
    Since 1965 declared a natural monument.

     

News section

logoyaz

Акция «Мой язык – язык дружбы. Минең телем – дуҫлыҡ теле»

Приглашаем к участию в акции «Мой язык – язык дружбы. Минең телем – дуҫлыҡ теле».

Желающим принять участие в акции необходимо разместить заявку в группу «Вконтакте».

Пещера Сумган-Кутук

Пещера Сумган-Кутук

  • Сумган-Кутук (Сумган) — пещера в Башкирии, одна из крупнейших известняковых пещер Урала. Расположена на западном склоне хребта Кибиз, в междуречье рек Белая и Нугуш, у слияния суходолов Сумган и Кутук.
    Протяжённость пещеры составляет 9 860 м, глубина — 130 м. Образует сложный лабиринт с горизонтальными и наклонными галереями, вытянутыми в юго-западном и юго-восточном направлениях. Лабиринт состоит из 3 ярусов, соединённых колодцами. В пещере множество больших залов с обилием натёчных образований. Входной колодец имеет глубину 70 м. Температура воздуха достигает 6,5 °C. В нижнем ярусе протекает подземная река (в южном направлении, средний расход воды 0,3 м³/с). Вблизи от входного колодца имеется многолетняя наледь площадью около 600 м². Зимой стены входного колодца и ряда залов покрыты кристаллами изморози, имеются ледяные сталактиты и сталагмиты. 

    История исследования начинается с 1959 года, когда году профессор А.И.Олли, проводя геологическую разведку района, обнаружил на слиянии суходольных логов Сумган и Кутук мощный провал, уходящий вертикально вниз.Только в 1965 году карстово-спелеологическая экспедиция Башкирского Государственного Университете под руководством Е.Д.Богдановича произвела первую попытку штурма, достигнув первого уступа на глубине 75 метров и обнаружив здесь сложную систему вертикальных и горизонтальных ходов, участники штурмовой группы были вынуждены отступить из-за нехватки снаряжения. И только через год специальная экспедиция спелеологов Башкирского областного совета по туризму и экскурсиям под руководством Н.А. Чванова произвела первую проходку и топосъемку этой крупнейшей на Урале пещеры. Даже сегодня нельзя утверждать, что Сумган-Кутук исследован полностью. 

    С 1965 года объявлена памятником природы.

     


Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова", ГБУК РБ ГКЗ «Башкортостан».

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru