Татарский государственный академический театр им.Г.Камала на суд зрителям и жюри фестиваля «Туганлык» представил спектакль-премьеру прошлого сезона – «Дон Жуан» Мольера в постановке Фарида Бикчантаева. Отметим, что это вторая работа режиссера, представленная на нынешнем «Туганлыке», драма «Антигона» Башкирского театра драмы стала первым спектаклем конкурсной программы.
«Дон Жуан» Ж.-Б.Мольера (1665) — одна из самых загадочных пьес мирового классического репертуара, единственная пьеса Мольера, где он решительно нарушает каноны классицизма и обращается к поэтике барокко. В то время «Дон Жуан» имеет колоссальный успех у публики и приносит ощутимый доход, но отыграв комедию сезон, Мольер снимает ее и больше никогда не ставит. После смерти драматурга полтора века пьеса идет в обработке Тома Корнеля и лишь в 1841 году французский театр возвращается к первоначальному варианту «Дон Жуана». Немало загадок и мистических совпадений таит в себе этот текст и сегодня.
Режиссер спектакля Фарид Бикчантаев сосредоточил свое внимание на философской проблематике комедии: на причинах игры Дон Жуана с жизнью и смертью, на неразрешимых загадках природы обольстителя, на мятежном сознании героя, на причинах, побуждающих его вновь и вновь существовать на грани, совершать поступки в обрез общественной морали, дразнить обывателей. В спектакле заняты актеры, с которыми Бикчантаев привык решать самые сложные художественные задачи – роль Дон Жуана блестяще исполняет Радик Бариев, Сганареля – не менее яркий Искандер Хайруллин. Они как две противоположности одной личности – легкомысленный Дон Жуан и тяжелый, трезвый Сганарель. Все действие они проходят вместе, рука об руку – слуга идёт наравне с хозяином, они вдвоем – как один человек.
О времени в спектакле режиссёр говорит как об условности: все тот же главный герой в старинных одеждах, но тут же мы видим аскетично убранную сцену с экранами, на которые проецируется фон, задающий атмосферу. Мы видим современный подход к проблемам времени Мольера, видим поиск режиссера – он пытается понять героя через призму современных реалий.
Постановка, безусловно, заставляет задуматься о человеческих пороках, но режиссёр спешит напомнить зрителю, что это – комедия, и тут же появляются филигранно отыгранные реплики, на которые зал дружно реагирует смехом.
Уфимцам «Дон Жуан» пришёлся по душе, о чем свидетельствует полный к концу второго акта зал и бурные аплодисменты.
Сегодня состоялись крайние смотры спектаклей, а уже завтра, 14 сентября, нас ждёт закрытие фестиваля. На сцене театра драмы им.М.Гафури объявят победителей VI Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык».